Дистанционная конференция
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Дистанционная конференция

Как стать лучшим учителем


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Ягодинская С.Ю., Бочарова Н.В., Гаврилочев С.А. ЦО № 2006

+6
Пиняева Т.В.
Сомова О.В.
Galina
Ровенский
ЛадыженскаяЕ.
Admin
Участников: 10

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin


Admin

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Целый ряд ресурсов
в форме презентаций Power Point по темам:
1. Основы работы в ОС Windows
Основы формальной логики§1. Методологические аспекты разработки и при-менения цифровых образовательных ресурсов в педагогической практике.
О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоцени-мую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьюте-ры впервые пришли в школу, прошло уже более 20 лет, за это время в спорах было сломано немало копий, коренным образом сменили друг друга несколько концепций применения вычислительной техники в учебном процессе, – не го-воря уже о том, что коренным образом сменился парк самой этой вычислитель-ной техники и ее программного обеспечения. И вот сегодня мы снова наблюда-ем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и исполь-зовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы. Что же представляют со-бой ЦОРы как образовательный программный продукт? Каковы их преимуще-ства по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде?
1. Что такое ЦОРы
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образователь-ный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназна-ченный для образовательных целей и представленный в цифровой, электрон-ной, «компьютерной» форме.
«Официальная» терминология, принятая, в документах Национального фонда подготовки кадров предусматривает более узкие и жесткие рамки пони-мания этого названия. В настоящее время предлагается к разработке и приме-нению в учебном процессе три категории подобных программных средств:
 ЦОРы – как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;
 ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») – как совокупно-сти из электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего класса (возрастного уровня), реализующего все требуемые функции (от предоставле-ния учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовер-шенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения;
 ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объ-екты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто – носящие (в содержательном плане) комплексный, интегративный характер и не обязатель-но жестко привязанные к учебникам.
2. Разработка ЦОРов
Если трактовать термин «ЦОР» именно в широком смысле, то, как уже было сказано выше, под ЦОРами можно понимать не только ресурсы, профес-сионально разработанные фирмами в рамках тендеров НФПК, но и любые реа-лизованные на компьютере объекты, создаваемые для собственных нужд учи-телем, а также творческие работы учащихся. Нередко именно так учителя и ре-шают насущный вопрос компьютерной поддержки преподавания своего пред-мета (не только информатики!) – либо (при наличии соответствующих умений) что-то создают на компьютере сами, либо (часто – в «содружестве» с учителем информатики) поручают ученикам выполнить эту работу, раздавая им соответ-ствующие темы творческих работ. И, нужно сказать, далеко не всегда такие «самодельные» ЦОРы проигрывают в исполнении, а тем более – в заложенных в них содержательном материале и методической идее, – «профессиональным» разработкам!
Конечно, чаще всего ассортимент технологических средств при реализа-ции этих «учительско-ученических» ЦОРов ограничивается приложениями из пакета Microsoft Office (прежде всего – программой Power Point) или, в лучшем случае, разработкой web-документов, но нередко современные наиболее «про-двинутые» учителя и ученики способны удивлять своим владением навыками программирования в Macromedia Flash или на скриптовых языках Java- и VBScript. Но единственным, чаще всего невосполнимым, недостатком таких разработок обычно является их «разношерстность» – отсутствие некоего едино-го для всех «самодеятельных» разработчиков стандарта (или, скорее, принципа) реализации цифровых объектов и отсутствие такого важного информационного модуля (обязательного для «профессиональных» ЦОР), как метаописание объ-ектов в соответствии с неким общепринятым шаблоном (включая «привязку» цифрового объекта к конкретной теме единого рубрикатора, однозначно опре-деляющего роль и место данного объекта в учебном процессе по данному предмету.
3. Какими не должны быть ЦОРы
Раз уж мы заговорили о разработке ЦОРов, нельзя обойти вниманием такую важную тему, как их качество. Причем речь идет даже не только о каче-стве их технической реализации (например, – много ли опечаток допущено в тексте, или насколько аккуратно и красиво сделан рисунок) и не только о каче-стве (научности, доступности, наглядности и т.п.) представленного содержа-тельного материала. Да – эти составляющие качества ЦОР, несомненно, важны, – но они хотя бы более или менее очевидны. Речь идет о том, насколько опти-мальной является само представление того или иного учебного материала в ка-честве ЦОР. И это, как показывает практика рассмотрения даже профессио-нальных цифровых ресурсов достаточно известных фирм-разработчиков, еще недостаточно осознается «программистско-учительской» общественностью.
Каким целям служат те или иные «новые возможности», появляющиеся при цифровом представлении материала: они не должны сводиться только лишь к пустому «украшательству», не должны перегружать собой ЦОР (в том числе в технологическом плане, - например, цифровое видео более ресурсоемко и требует больше места на диске, чем анимация Flash) и не должны «заслонять» собой собственно содержательное наполнение.
Это, кстати, полезно учитывать всем, кто создает собственные презента-ции в среде PowerPoint. Очень часто при подготовке таких презентаций их раз-работчики слишком увлекаются богатством шаблонов слайдов и анимационных эффектов, предоставляемых в современных версиях PowerPoint. А в результате содержание презентации оказывается попросту потерянным за множеством мельтешащих, вылетающих изо всех углов, мигающих надписей и частей ри-сунков, – так что внимание «зрителя», просматривающего такую презентацию, отвлекается на все эти «цифровые фейерверки» в ущерб собственно презентуе-мому материалу.
4. Что делать?
Идея перехода на применение в учебном процессе материалов формата ЦОР и ИИСС положительна: именно это позволит унифицировать как сами создаваемые цифровые объекты, так и принципы работы с ними учителя и учащихся, позволит сделать эти цифровые объекты независимыми от фирмы-разработчика и свободно формировать для своих нужд любые комплекты ЦОР разных разработчиков без необходимости устанавливать на свой компьютер де-сяток различных «CD-ROMов» для их фрагментарного использования и боязни при этом столкнуться с проблемами несовместимости продукции разных фирм-разработчиков между собой. Наверное, правильным было и объявление конкур-сов на разработку крупных комплектов ЦОР, целиком покрывающих тот или иной учебник, курс, предмет или тему, – так как на первом этапе важно было быстро наполнить создаваемую Единую коллекцию более или менее полными комплектами ЦОР по основным предметам.
… И все-таки в нашей стране «спасение утопающих» всегда было делом самих «утопающих»…
И, кроме того, официальные учреждения не слишком часто прислуши-ваются к мнению общественности (и учительской – в том числе). Поэтому на данном этапе, скорее всего, проблемой создания открытой коллекции ЦОРов на основе вышеописанных принципов пока придется заниматься какому-либо из «неформальных» общественных объединений, работающих в образовательной сфере..
Одним словом, ЦОРы – это проблема, решение которой было бы полез-но всем, кто так или иначе имеет отношение к сфере образования, – но которая для своего решения и требует участия всех. Присоединяйтесь!.. Smile

§2. Система цифровых образовательных ресурсов и ее место в обучении ин-форматике и ИТ.
«Ни одно знание не надежно,
основу надежности дает лишь
прогресс поиска знаний,
длящийся всю жизнь»
Уокке

К настоящему времени сформировалась некоторая система ЦОР.
Типы электронных мультимедийных изданий:
1. электронные учебники;
2. электронные энциклопедии;
3. электронные справочники;
4. электронные каталоги: рисунков, фото, иллюстраций, моделей, видеомате-риалов, таблиц, схем, тематических презентаций и т.д.;
5. электронные библиотеки (каталоги и соответствующие им коллекции: элек-тронных версий учебников, учебных пособий…)
6. обучающие среды, предусматривающие: использование комплекса средств обучающего воздействия – мотивация учения, предъявление материала, отра-ботка, контроль; интерактивный характер обучения и вариативность его спосо-бов в двух их разновидностях: сценарии, моделирующие среды (электронные конструкторы как частный случай среды моделирования)
7. электронные тренажеры;
8. электронные тесты.
Что даёт применение электронных пособий для учителя и учащихся? Для учителя, конечно же, дополнительную нагрузку. Но это с одной стороны. С другой стороны, это вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокой-нее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.
Есть учащиеся, которым кажется, что учитель их недооценивает, и рабо-та на компьютере избавляет их от этого комплекса. Ведь машину не обманешь, она поставит такую отметку, которую ученик заслуживает.
Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который не-мыслимо представить без использования ЦОР, но на разных этапах урока ЦОР применяются по – разному.
ЦОР на этапе актуализации знаний.
Эффективно использовать:
1. Электронные тесты
2. ЦОР, в том числе собственных разработок.
ЦОР на этапе объяснения нового материала.
В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в про-цесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролиру-ются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познава-тельную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, прино-сящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:
 Электронные учебники;
 Мультимедийные презентации;
 Учебные видеофильмы.
ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЦОР.
Контроль и оценка знаний, умений и навыков.
1. Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тесто-вый режимы, ведут статистику по ходу обучения.
2. Удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы.
3. Проектная деятельность
4. Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением опреде-ленного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпа-дающую с научным исследованием.
5. Программы тренажёры.
6. Таким образом, активное использования ЦОР приводит к изменению в содер-жании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.
7. Вывод один – нужно не стоять на месте, совершенствовать свои приемы и ме-тоды и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.

§3. Разработка и применение ЦОР в курсе Информатика и ИТ в ГОУ ЦО №2006.
В ГОУ СОШ№2006 преподавание информатики и ИТ введено с 3 класса по 11 класс с учетом дифференциации классов на гимназические, предпро-фильные и профильные.
Несмотря на это, применение ЦОР в образовательном процессе целесо-образно в любых типах классов.
2. В 2008/2009году в рамках ведения научно-методической работы учителями ИТ Гаврилочевым С.А.. Бочаровой Н.В., Ягодинской С.Ю. продолжено дальней-шее формирование Единой коллекции ЦОР по базовому курсу Информатика и ИТ. В настоящий момент Единая коллекция ЦОР содержит
3. Алгоритмизация
4. Системы счисления
5. Программное обеспечение
6. Измерение информации
7. Информация и информационные процессы
8. Кодирование информации
9. Моделирование
10. Системы управления базами данных
11. Основы объектно-ориентированного программирования Visual Basic
12. Алгоритмические структуры Visual Basic
13. Функции Visual Basic
14. Основы языка гипертекстовой разметки HTML
15. Основы Q-Basic
в форме видео и интерактивных уроков по темам:
1. Macromedia Flasch
2. Adobe Photoshop
3. Adobe Premiere
4. Adobe Audition
5. MS Office
6. 3DS-Max
Web-ресурсы по темам:
1. Компьютерная графика (www.photoshop-master.ru)
2. Основы языка гипертекстовой разметки HTML (www.html.manual.ru)
В 2008/2009 учебном году начата работа по созданию ЦОР в виде web-сайтов, размещенных на школьном локальном сервере, по темам: Алгоритмические структуры Visual Basic и мастер презентаций Power Point.
Алгоритмические структуры Visual Basic – URL – intra/vb мастер презентаций Power Point – URL – intra/powpoint
Структура сайтов предполагает наличие иллюстрированного теоретического материала, практические задания по разделам с инструкциями по выполнению.
2009-2010 учебный год положил начало созданию сайта, поддерживающего важнейшее направление в линии изучения информатики и информационных технологий – Алгоритмизация и Программирование.

http://distant.forumy2x2.ru

2Ягодинская С.Ю., Бочарова Н.В., Гаврилочев С.А. ЦО № 2006 Empty Ладыженская Е.А. Ср Мар 24, 2010 3:15 am

ЛадыженскаяЕ.



5
Присоединяюсь к идее создания Единой коллекции комплектов ЦОР по основным предметам! ЦОРы- динамичный и универсальный продукт, который создаёт широкие возможности для учителя и учеников. применение ЦОР не только расширяет рамки учебника, углубляет, иллюстрирует учебный процесс, но и предлагает задания, вопросы, учебные ситуации, рабочие карты. При этом учитель может вполне отказаться от тех или иных ЦОР, заданий к ним и заменить их другими в соответствии с задачами урока. И очень важно- применение ЦОР предоставляет возможность решать задачи дифференцированного и индивидуального обучения.

Ровенский



Очень важная, особенно для учителей-предметников тема. К сожалению, многие из них до сих пор с трудом могут разобраться в характерных преподавателям информатики расшифровкам и понять что же все-таки им нужно из всего многообразия ЦОР на рынке.

4Ягодинская С.Ю., Бочарова Н.В., Гаврилочев С.А. ЦО № 2006 Empty Кошлай Галина Павловна Чт Мар 25, 2010 1:32 am

Galina



5
Для меня очень познавательная статья. Я учитель биологии и создаю с учащимися «самодельные» ЦОРы. Считаю, что при их создании учащийся приобретает информационно-коммуникативные компетенции. Я согласна с ВАМИ, что детей необходимо учить культуре создания презентации. В «готовых» ЦОРах меня не всегда устраивает содержание и качество.
Идея о разработке крупных комплектов ЦОР хорошая, но не на конкурсной основе. Над созданием ЦОР должны работать разные специалисты (каждый видит под своим углом), тогда можно иметь на выходе качественный продукт.
Целиком и полностью согласна, что нужно не стоять на месте, совершенствовать и совершенствоваться в профессиональной деятельности.
Вам творческих успехов!
Спасибо.

5Ягодинская С.Ю., Бочарова Н.В., Гаврилочев С.А. ЦО № 2006 Empty Сомова Ольга Владимировна Чт Мар 25, 2010 11:32 pm

Сомова О.В.



5 баллов
Спасибо! Прочитав Вашу статью, убедилась, как мало у меня теоретических знаний по ИКТ-технологиям и как не хватает возможности развиваться в этом направлении!

Пиняева Т.В.



5 баллов
Спасибо

7Ягодинская С.Ю., Бочарова Н.В., Гаврилочев С.А. ЦО № 2006 Empty Кракова Н.А. ГОУ СОШ № 1946 Вс Мар 28, 2010 2:01 am

Кракова Н.А.



5
Я согласна, что каждая школа должна разрабатывать свою Единую коллекцию комплектов ЦОР по предметам.

Фёдор



Интересно, а можно ли будет в новой школе воспитывать детей с помощью ЦОРов?

Лобова И.А.



5
Спасибо! Очень познавательная и полезная статья.

Михалева Т.А.



4 балла
С интересом прочитала статью, но по прочтении сложилось впечатление, что прочитала кусочек специализированного учебника. Хотя идея создания в школе баз ЦОР мне понравилась. Почитаю побольше специальную литературу, предложу в школе.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения