ОБРАЗ НОВОГО УЧИТЕЛЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ, ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ В СЕБЕ КАЖДОМУ?
Учитель...как интересно и одухотворённо звучит это слово, известное каждому с малого возраста...Будучи ещё ребёнком не осознаёшь всю ёмкость и полноту этого названия профессии. В полной мере я это смогла осмыслить лишь ступив на трудную, долгую и пугающую своими крутыми поворотами и заносами дорогу, поняла тогда, когда стала носить это гордое звание-учитель.
И всё-таки не точно мы называем этот род человеческой деятельности - «профессия». Это не просто профессия- это образ жизни, на разных стадиях которого проходят определённые этапы самосовершенствования, неустанной работы не только с учащимися, но и беспрерывной работы над собой.
Что значит в моём понимании определение «образ нового учителя», какие критерии применимы при создании этого образа? Об этом и пойдёт речь в моей работе.
И всё-таки в чем же разница между понятиями «учитель» и «новый учитель» и велика ли эта разница? Мы живём в двадцать первом веке- веке улучшенных технологий, веке нововведений и стремительного развития науки. Компьютеры стали не просто новшеством, а неотъемлемой частью нашей жизни. Элементарным тому примером является замена телефонных звонков общением посредством электронной почты и т.п. Это если касаться каких-либо бытовых моментов. Большую же почву для дискуссий даёт нам всеобъемлющее введение и использование компьютерных технологий при проведении уроков в общеобразовательных школах. Несомненно, это ноу-хау постепенно становится общепринятым аспектом при проведении занятий. Может появиться предположение, уважаемые коллеги, что я плавно отклоняюсь от основной темы своей работы. На самом деле я построила свои рассуждения таким образом для того, чтобы в полной мере затронуть основной вопрос. И вот здесь абсолютно очевидно, что «новым учителем» является педагог, который не просто принял и осмыслил все технологические новшества, но ещё и с большой долей активности применяет эти технологи, как говорится, на деле, на практике. Одной теории становится катастрофически мало. «Новый учитель» в моём понимании это прежде всего интересующийся человек, который делает всё возможное для того, чтобы урок стал познавательным, действительно привлекающим внимание, и этот урок может стать мотивацией к поиску учащимися ещё большего количества информации по обсуждаемой на нём теме. Наша задача состоит в том, чтобы не просто раскрыть в полной мере тот или иной вопрос, изучаемый в рамках школьной программы, но и заинтересовать и предоставить ребятам самим возможность почувствовать себя в некотором роде начинающими учёными, которые наравне со старшим коллегой, вместе, подчёркиваю вместе, будут открывать научные тайны и загадки, неизведанные пока для младших, начинающих тружеников научной сферы. А помогут нам в этом те современные технологии, которые современные дети могут и хотят с удовольствием осваивать.
В первой части своей работы я рассмотрела технологический аспект. Но есть ещё и другая сторона вопроса- психология. Да в общем это даже не другая сторона, а скорее продолжение всего вышесказанного, только в ином ключе. Различные разработки отечественных и зарубежных ученых в области детского досуга и времяпрепровождения потрясают скоростью своего появления в продаже. С появлением всех нововведений меняется и сама детская психика. В наши дни дети становятся взрослее гораздо быстрее, чем дело обстояло с их сверстниками примерно пять лет назад. В сложившейся ситуации учителю необходимо быть психологически готовым к любому казалось бы неожиданному вопросу со стороны ребёнка и для этого необходимо быть информационно хорошо подкованным и морально положительно, благоприятно настроенным относительно интереса детей, касающегося той или иной сферы человеческой деятельности. Но бывают ситуации, когда невозможно дать в полной мере ответ, соответствующий возрастной категории задающего вопрос, в этом случае следует очень деликатно и дипломатично объяснить ребёнку, почему его интерес на данный момент не может быть удовлетворён.
Нельзя сказать, что всё вышесказанное является критериями определения «новый учитель», ведь звучит несколько формально. Я бы назвала эти «критерии» скорее личностными особенностями, при обладании которыми учитель переходит к новой стадии, ступает на новую ступень своего профессионального и психологического самосовершенствования. Ценность этих особенностей состоит в том, что они приобретаются в процессе глубокого понимания столь непростого, пусть и маленького по возрасту мира- мира под названием «дети».
В своей работе я стремлюсь чётко и наиболее ёмко отразить, каким в моём понимании предстаёт образ нового учителя в нашей школе, какие задачи необходимо перед собой ставить, чтобы максимально к этому образу приблизиться.