ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
Великая цель образования –
это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» – говорили древние. А будущее образования, в общем, и в условиях внедрения ФГОС нового поколения, в частности – это деятельностный подход в обучении. Для того чтобы быть успешным современному человеку необходимо овладевать новыми технологиями и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является деятельностный подход в обучении, обозначенный в концепции модернизации Российского образования. В ней позиционируются следующие положения:это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
• школа, ориентированная исключительно на академические и
энциклопедические знания, с точки зрения запросов современного
общества, устарела;
• образование должно быть нацелено на формирование у обучающихся
умения применять полученные теоретические знания на практике.
Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
Очевидно, что объяснительный способ, на основе которого строилось обучение в школе, недостаточен для решения задач, поставленных перед современным образованием. Поэтому в практике проведения урока необходимо применять деятельностный способ обучения.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действий. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.
Ещё одной особенностью использования деятельностного подхода в обучении является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в современной школе.
Таким образом, деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.