ЧЕГО МНЕ НЕ ХВАТАЕТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ?
До сих пор мы говорили о реализации новых федеральных образовательных стандартах как о ближайшем, но всё же будущем. Но вот свершилось, ФГОСы приняты, сроки определены. Перед нами, учителями начальной школы, встаёт вопрос – как работать с 1 сентября 2010 года? Как внедрять в жизнь эти загадочные для многих моих коллег ФГОСы?
«Загадочные» они потому, что достаточно большое количество учителей имеет довольно смутное представление об этих стандартах. Да, издательством «Просвещение» выпущено много литературы, посвященной ФГОС, в сети Интернет открыты специальные сайты, но почему-то понятнее от этого не становится. Может быть, глубокому пониманию мешает излишняя наукообразность и сложность изложения? Трудно из всего предложенного материала получить ответ на вопрос, интересующий любого учителя – что я конкретно должен делать?!
Итак, первое, что мне (и нам) не хватает для реализации новых образовательных стандартов – это разъяснение этих стандартов четким и понятным языком. То есть необходима глобальная теоретическая подготовка каждого учителя.
Второе. Хотелось бы, чтобы в поддержку новым стандартам появились соответствующие учебно-методические комплекты, учитывающие новые требования. Конечно, мы знаем, что хороший учитель может и должен работать с любым комплектом на должном уровне. Но как здорово, если под рукой есть учебник, способный облегчить наш нелегкий труд! Ведь новые стандарты провозглашают новый принцип – учить не знаниям, а действиям, предполагают активное внедрение деятельностного подхода в обучении. А в существующих УМК заданий, способствующих развитию именно этих умений очень мало. Конечно, сейчас ширится и растет база цифровых образовательных ресурсов – огромное спасибо людям, которые делятся своими разработками! И среди этих ЦОРов уже достаточно замечательных коллекций заданий, направленных на развитие универсальных учебных умений.
Однако тут как раз возникает третье препятствие, мешающее реализации стандартов второго поколения. Это частичное или часто полное отсутствие необходимой материальной базы. Нет компьютеров, нет проекторов, нет элементарной техники типа принтера, сканера. Не говорю уже о цифровых микроскопах, камерах и интерактивных досках. Нет Интернета в школах. Как сделать интересным процесс учения для детей, которые привыкли к определенному уровню получения и нахождения информации? Для которых важны объёмный звук, яркая картинка, захватывающие задания? Трудно соответствовать этому только за счет силы духа учителя, доски, мела и магнитной наглядности!
Я перечислила сейчас три основных момента, которые могут помешать мне и моим коллегам в успешной реализации новых стандартов. К сожалению, это далеко не всё.
Как «направить» ученика, чтобы он с удовольствием и целенаправленно «добывал» знания сам?
Представляют ли разработчики ФГОСов реальный контингент учащихся российских школ?
Какой рабочий день должен быть у учителя, чтобы он сумел «сотворить» за 4 года тот идеал выпускника начальной школы, который прописан в стандартах? И так далее…
И ещё. В этом нелёгком деле – внедрении стандартов второго поколения – так много теоретиков, критиков, наблюдателей, контролёров… А нам, учителям, так не хватает практиков, людей, у которых на конкретный вопрос можно получить конкретный ответ.