ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЮ УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ?
Современная школа нуждается в новом типе учителя – творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования. Сегодня целью учителя является не просто предоставить ученику определённую совокупность знаний, умений и навыков, а, прежде всего, научить учеников самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию в постоянно меняющемся мире. Для этого перед учителем встаёт задача по повышению професионального мастерства – формирование исследовательской культуры. В последнее время стала использоваться технология «портфолио учителя», которая позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в учебной, воспитательной, творческой, методической и исследовательской деятельности. Одним из разделов портфолио является внеурочная деятельность по предмету, в частности, учебно-исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися по предмету. Решающее звено в этой деятельности – учитель. Работа учеников с учителем над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе - мотивацию, которая будет давать источник энергии для самостоятельной и творческой активности. Для этого учитель должен педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В частности, в нашей школе учителя биологии, химии, экологии второй год ведут работу над социально значимой проблемой – качество питьевой воды. Ученики охотно работают над исследованием водопроводной воды, качеством бутилированной воды, газированными напитками, так как эта работа не оторвана от жизни, а наоборот напрямую касается каждого человека. При этом параллельно ученики более глубоко погружаются в вопросы анатомии человека, строения и состава различных веществ, распределения пресной воды на земле и т. д., то-есть более глубоко и вдумчиво постигают школьные предметы биологию, химию, географию, экологию, информатику. Учатся формулировать ведущую проблему и ставить задачи, осуществлять поиск и отбор актуальной информации, проводить само исследование, а также практически применять знания в различных ситуациях. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки у учеников. Поэтому учебный проект для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Конечно, при проведении исследования задачи в образовательных учреждениях базируются на нескольких несложных факторах, в отличие от научных задач, где на исследуемые объекты влияет совокупность факторов. Но влияние небольшого числа факторов на исследуемый объект представляет собой прекрасную возможность для анализа, посильного учащимся. Например, при исследовании влияния фактора качества воды на растительный объект (срезанная роза, поставленная в водопроводную воду погибла на 3-й день, а роза, поставленная в воду, предварительно прокипячённую и отстоянную на серебряных монетах на 15-ый день дала корень, а на 18-ый день боковые отростки) у ребят возникла возможность решить интересную проблему, которая была сформулирована самими учащимися в виде задачи, способ решения которой носил практический характер и был интересен и значим для самих открывателей. Таким образом, главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры проведения исследования. Не менее важно для учащихся и учителя в проведении исследования – это ценность самого процесса достижения истины.
В образовании цель исследовательской деятельности - приобретение учащимися навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способностей к исследовательскому типу на основе приобретённых новых знаний. При этом приобретаются новые навыки и умения постижения окружающей действительности совместно учителем и учеником на основе отношений «коллега-коллега».