Использование ИКТ.
За и против.
За и против.
Использование информационно-коммуникативных технологий в современное время очень актуально и имеет множество преимуществ.
В этой статье я рассматриваю некоторые преимущества, недостатки использования ИКТ и хочу познакомить читателей с выводами, которые я сделала из личного опыта работы.
Я обучаю детей биологии с 5 по 11 классы. Первое мое знакомство с компьютером состоялось в 1996 году, для меня это был прорыв в области современных технологий. Сегодня я активно использую на своих уроках различные формы и методы обучения с использованием компьютерных программ.
На мой взгляд, ИКТ имеет ряд важных преимуществ:
- Экономия времени и пространства. Быстрый поиск нужного материала, копирование и воспроизведение, безусловно, экономит время. Информация, хранящаяся в электронном виде, занимает значительно меньше места. Оценив это достоинство, я увлеклась тематическими презентациями и сбором тестовых заданий по биологии. На сегодняшний день я имею базу презентаций и тестов по биологии.
- Экономия ресурсов. Пособия, таблицы по мере их использования ветшают и приходят в негодность. Для производства новых требуются большие затраты труда и средств, поэтому мне захотелось перевести все старые таблицы по биологии (некоторым из них более 30 лет) в электронный вид.
При тиражировании информации в электронном варианте труд на её создание больше не тратится (а труд, затрачиваемый на тиражирование информации, незначителен).
- Мобильность и информативность. Возможность передачи информации на значительное расстояние и внесение изменений в базу данных, систематизация большого объема информации и материала. Я создала себе почтовый ящик и стала переписываться, обмениваться информацией с учителями, выпускниками, учащимися и многими организациями. В феврале этого года я окончила дистантные курсы повышения квалификации по теме «Основы работы в Excel и Access», что позволило мне приобрести не только новые знания, но и сэкономить время и деньги. Очень жаль, что до сих пор нет Интернета в моем кабинете, это бы во многом повысило эффективность моего труда. А пока основной объем работы, связанный с Интернетом, приходится выполнять дома.
- Визуальная эффективность (зрелищность). «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»,- гласит народная пословица. ИКТ дает возможность показать процессы, которые невозможно наблюдать в данный момент времени при данных условиях (на уроке). Можно демонстрировать фильм или фрагменты, презентации, объясняющие сложные процессы и явления. Эти моменты урока активизируют процесс познания, делают его более эффективным. Развивая информационно-коммуникативные компетенции у учащихся, я предлагаю ими сделать тематическую презентацию и выступить с ней в классе.
- Электронная система оценки качества обучения (тестирование). ИКТ можно также использовать на уроке для контроля усвоения учебного материала (контрольные работы, тестирование, биологические диктанты и другие формы проверки). Все полученные результаты можно хранить в электронном виде, что дает возможность проследить динамику усвоения учащимися программы по годам обучения. Оценить качество преподавания учителем. Данная информация очень востребована при аттестации педагогических кадров.
Но нет худа без добра (в нашем случае наоборот).
Первое худо. Мы очень часто замечаем, что время за компьютером летит очень быстро и незаметно. «Сидим часами», нарушая тем самым все гигиенические правила использования компьютера, а из-за этого страдает наше бесценное здоровье. Появляется гиподинамия, нарушения осанки, зрения у некоторых формируется компьютерная зависимость. Мы пытаемся достичь целей, невзирая на последствия. Поэтому не следует давать учащимся объемных заданий, здесь необходим индивидуальный подход.
Второе худо. Частое использование фильмов, презентаций, в создании которых учащиеся не принимали никакого участия, формирует в них пассивного зрителя и не способствует их развитию. Например, в открытой образовательной технологии педагогическая мастерская не приветствуется использование ИКТ. Дети должны общаться с учителем и между собой.
Третье худо. Используя ИКТ, можно перенасытить урок излишней информацией, выходя за рамки содержания учебного предмета. Надо помнить, что запас прочности детского организма примерно вдвое ниже, чем у взрослого. Необходимо избегать перегрузок учащихся.
Все эти недостатки можно избежать, если уметь их видеть и контролировать свою деятельность.
Использование ИКТ предъявляет особые требования к современному учителю и ученику. Это умение работать на компьютере, внутренний творческий потенциал, овладение навыками пользователя и непрерывное совершенствование информационно-коммуникативных компетенций, чтобы не отстать от времени.
Современные требования к учебному кабинету, необходимые для использования ИКТ на уроках. Техническое оснащение образовательного процесса (компьютер, видеопроектор, экран, принтер). Это недешевые материальные ресурсы и дополнительные затраты учителя.
Вывод: Использование ИКТ повышает эффективность учебного процесса и его организацию, являются основой развития образовательных технологий в качестве ресурса системы образования.
В своей статье я не открыла новых галактик, но думаю, что все проблемы решаемы, были бы желание и средства.
В конце хочу привести цитату из книги «Квантовое обучение: Разбудите спящего в вас гения!» автора Бобби Де Портера (2001г.):
МЫ ЗАПОМИНАЕМ
10% - того, что мы читаем,
20% - того, что мы слышим,
30% - того, что мы видим,
50% - того, что мы видим и слышим,
70% - того, что мы говорим,
90% - того, что мы говорим и делаем.
Давайте будем не только видеть, говорить, но и делать.