НУЖНЫ ЛИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ?
Вопрос этот не нов. Он волновал и волнует всех учителей: и молодых, начи-нающих, и умудренных опытом. Но особенно остро он стоит сегодня, когда пере-страивается наша система просвещения, когда меняется отношение общества к шко-ле, когда внутри школы ломаются стереотипы, которые годами не давали развивать-ся творческой инициативе учителя. У открытого урока есть сторонники и противни-ки. И каждая группа находит свои аргументы «за» и «против».
Попробуем разобраться: нужны ли сегодня открытые уроки, что они дают учи-телям, учащимся, присутствующим гостям?
Урок процесс тонкий и сложный. Присутствие на уроке чужих глаз может на-рушить единение учителя и учеников, внести диссонанс в их совместную работу. Педагоги и психологи считают, что присутствие посторонних людей на много сни-жает внимание и работоспособность учащихся, создает для определенной группы ребят нервозную обстановку. Больших нервов эти уроки стоят и учителю, отва-жившемуся проводить их. В этом состоит главная мотивировка противников откры-того урока. Не учитывать этот факт нельзя. Но если все так сложно и плохо, может, нам следует отказаться от открытых уроков и придумывать что-либо новое? Но тщетно: пока урок является главной формой работы учителя и ученика, только он остается объектом изучения, анализа, совершенствования и творческого восприятия.
Как иначе учитель может познакомиться с новаторскими приемами, с новыми мето-дическими находками? Как узнать, над какими проблемами работают твои коллеги? Как сверить свою работу с работой учителей района или города?
Что же надо сделать, чтобы открытые уроки не воспринимались неизбежной повинностью, а стали бы творческой необходимостью для каждого учителя. Откры-тые уроки должны предлагаться самим учителем, а не назначаться свыше. Необхо-дим дифференцированный подход к проводимым урокам. Нужно обязательно учи-тывать, кто и для кого дает данный урок. После открытого урока обязателен под-робнейший анализ и конкретные, сказанные доброжелательно выводы.
Завершая разговор об открытых уроках, хочется пожелать, чтобы наши школы как можно быстрее были оснащены видеотехникой. Тогда каждый учитель сможет записать свои уроки, поработать с видеозаписью, увидеть свои ошибки. Можно по-казать эти записи родителям, коллегам. Да и детям полезно иногда посмотреть на себя со стороны.