Дистанционная конференция
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Дистанционная конференция

Как стать лучшим учителем


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Новиков П.Д. ЦО № 2006

+4
ЛадыженскаяЕ.
Наталья
Galina
Admin
Участников: 8

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1Новиков П.Д. ЦО № 2006 Empty Новиков П.Д. ЦО № 2006 Пн Мар 22, 2010 4:50 pm

Admin


Admin

Индивидуальный образовательный маршрут ученика – высший профессиональный уровень учителя.

В этой статье я постарался выразить свой взгляд на связь двух понятий «индивидуальный образовательный маршрут ученика» и «высший профессиональный уровень учителя». Насколько мне это удалось судить вам. Но если вы не согласны, готов с вами спорить, я буду отстаивать свою точку зрения.

Введение на третьей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый, профильный уровни), федерального Базисного учебного плана предполагает, что каждое общеобразовательное учреждение будет строить свою модель организации профильного обучения старшеклассников.
Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать в общеобразовательных учреждениях различных видов различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования.
Московская целевая программа развития образования «Столичное образование – 5» определила следующие задачи на 2009-2011 годы как одни из основных:
- построение современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики;
- развитие вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
- максимальное приближение к москвичам различных видов образовательных учреждений в соответствии с возможностями и способностями ребёнка через развитие вариативной сети учреждений и образовательных программ;
- внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);
- внедрение различных моделей профильного обучения: внутришкольной профилизации, сетевой и дистантной формы организации;
Определены и целевые индикаторы успешности реализации поставленных задач, среди которых:
- наличие портфолио учащихся начальной и основной школы, отражающих достижения и индивидуальный прогресс;
- рост количества обучающихся старшей школы по программам профильного образования до 100%;
- реализация в 100% общеобразовательных учреждений программ профильного обучения с учетом запросов потребителей и социально-экономических условий региона.
Для выполнения поставленных задач необходимо решить проблему создания условий развития системы образования, среди которых новая кадровая политика, предусматривающая создание новых критериев оценки педагогической деятельности, механизмов независимой сертификации педагогов с участием социальных партнеров; а также создание образовательной среды, ориентированной на профильный уровень изучения соответствующих предметов, включая элективные курсы. В современных условиях обязательным становится формирование ИКТ-компетентности, отраженной в информационной среде школы информатизации, по всем направлениям общеобразовательного процесса для всех выпускников соответствующих ступеней.
Среди показателей, отражающих степень решения поставленных задач, - совершенствование материально-технической базы для эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; создание электронных портфолио школы, учителя, ученика, а также создание механизмов оценки качества образования и деятельности образовательных учреждений с участием потребителей и общественности в экспертизе качества образования, что подразумевает внедрение механизмов оценки качества в систему стимулирующей части оплаты труда педагогов (в соответствии с компетентностным подходом – основой новых Федеральных государственных образовательных стандартов); создание внутришкольных систем управления качеством образования, включающих внутренние системы оценки качества образования, ориентированные на результаты в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами;
На сегодня разработаны и в большинстве случаев успешно внедрены различные модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП).
Наиболее простой и распространённой в общеобразовательных школах является модель внутришкольной профилизации. Изучение опыта ряда средних школ города Москвы показало, что в условиях значительного снижения контингента учащихся общеобразовательное учреждение чаще всего становится однопрофильным т. е. реализует только один избранный профиль т.к. в старшей школе, как правило, формируется только один класс, и значительно реже – многопрофильным, когда организовано несколько профилей обучения – обычно 2 - 3. В таких условиях администрации, педколлективу школы очень трудно реализовать задачу обеспечения индивидуальной образовательной траектории учащегося в своей школе по месту жительства. А согласитесь, что в монопрофильной школе удовлетворить индивидуальные образовательные запросы учащихся во всём их многообразии практически не возможно.
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако, при наличии финансовых резервов за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов, предоставляет возможность обучающимся в какой-то мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через ИУП.
Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций, реализуемая в большинстве Московских школ, функционирует в основном на уровне обмена опытом методического характера или в рамках совместного проведения отдельных внеклассных мероприятий, конкурсов или олимпиад с учащимися. Но учебных занятий по программам профильного уровня для учащихся старших классов из различных близлежащих школ в большинстве случаев не организуется. Возможно существенным тормозом в этом вопросе являются препятствия финансового (подушевое финансирование) или организационного характера (система учёта и выставления оценок, контроль посещаемости и т.п.), а может и то и другое.
Существуют и другие варианты организации профильного обучения, которые имеют как свои плюсы, так и минусы. Например, для удовлетворения своих образовательных запросов учащиеся просто переходят в другую школу, где имеется именно тот профиль, который их интересует. Простота решения заманчива, однако отрицательными моментами такого решения проблемы являются, как правило, удалённость школы, психологический стресс у ученика, сменившего привычный ему классный и педагогический коллективы и др. Таким образом, педагогические, родительские, а главное, ученические коллективы школ в условиях обязательного ЕГЭ реально должны искать выход из сложившегося положения.
Думаю, что сегодня, на восьмом году реализации программы профильного обучения и втором году обязательного ЕГЭ, не следует подробно описывать преимущества обучения старшеклассников по индивидуальному учебному плану. Отмечу лишь коротко, что изучая обязательную часть предметов учебного плана на базовом (минимальном) уровне, учащийся по своему усмотрению формирует набор профильных учебных предметов, которые ему понадобятся для поступления в выбранный ВУЗ, и соответственно, который будет выбран им для сдачи в форме ЕГЭ.
Во-первых, это даёт учащемуся возможность в основное учебное время углубленно изучать избранные предметы, а значит учиться без физиологической перегрузки. Во-вторых, профильный уровень подготовки по предметам делает выпускника реально более конкурентоспособным при любом конкурсном отборе при поступлении в ВУЗ. В-третьих, уже в процессе обучения в старшей школе (10 – 11 класс) сэкономит значительную часть семейного бюджета т.к. родителям практически не потребуется нанимать дорогостоящих репетиторов, а может, при успешной сдаче ЕГЭ и зачислении в ВУЗ на бюджетной основе, в несколько раз увеличит эту экономию.
Задача реально, а не формально реализовать все преимущества организации обучения по ИУП, согласитесь, не простая. Конечно, можно за счёт вторых смен, каких-то часов дополнительного образования, репетиторов, факультативов, различных параллельных курсов и т.п., словом за счёт перегрузки ученика, добиться результата. Но правильно ли и хорошо ли это будет?
Как уже отмечено, во многих школах находятся различные пути. Одним из таких реальных вариантов, при наличии 2-3-х десятых классов, является группировка учащихся в один класс по близким профилям. Например: социально-экономический и естественно-географический, физико-математический и информационно-технологический, филологический и художественно-эстетический. Такое сочетание уже, при наличии трёх классов даёт возможность предоставить учащимся выбор профиля как минимум из 6-ти возможных вариантов, а при грамотном формировании учебного плана с учётом возможности выбора 1 или 2 часов в неделю элективных курсов, эти возможности значительно расширяются. Набор учебных предметов становится для каждого учащегося практически индивидуальным, что и составляет основу ИУП. Расписание уроков в таких классах, конечно, усложняется, ведь базовую и общую профильную часть учебного плана класс должен изучать в полном составе, а на элективные курсы переформироваться по соответствующим выбранным предметам. Но это, честно говоря, проблема в основном завуча школы, ведь ученик и учитель будут каждый чётко знать только своё расписание.
Итак, при наличии в школе хотя бы трёх десятых классов практически каждый учащийся может реально обучаться по индивидуальному учебному плану.
Вскользь упомяну ещё одну, на мой взгляд, очень важную, если не главную, проблему. Это организация предпрофильной подготовки. Какие «чудесные» варианты здесь только не встречаются. В одной из школ детей с восьмого класса поделили на математиков и гуманитариев по опросу родителей и, соотвественно, составили расписание, увеличив одним количество уроков математики, другим русского языка и литературы (фактически начали профильное обучение). В другой школе ведут предпрофильную подготовку в 10 и 11 классах параллельно с профильными учебными предметами (???), а в большинстве случаев вообще не очень утруждают себя этой проблемой.
Считаю, что здесь нам, педагогам, есть над чем подумать, о чём поспорить. Ведь подготовка называется предпрофильной, т е. предшествующей профилю, а, следовательно, проводится до выбора профиля. Значит, ученика надо подготовить к выбору: познакомить с будущими профилями, возможностями и правилами формирования своего индивидуального учебного плана и главное, сформировать у него адекватную самооценку себя, как личности и компетенцию осознанного выбора жизненных перспектив.
Согласитесь, что курс предпрофильной подготовки не является простой разновидностью из широкого спектра учебных предметов, требует от учителя-предметника, классного руководителя, психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, родителей, прежде всего, осознания важности и сложности поставленной задачи, осмысления того, что это совсем не традиционный урок, что поставленную задачу решает не отдельный учитель и даже не все педагоги вместе взятые. Наша функция совершенно иная. Решать эту важную проблему должен сам ученик, а все остальные – лишь помочь ему сделать правильный выбор. При этом каждый должен хорошо представлять свою роль, её значение, место в общей структуре организации предпрофильной подготовки и личную ответственность перед учеником.
Хочу подчеркнуть слово «важность». Сделав в конце девятого класса выбор профиля обучения в старшей школе, ученик не только решил вопрос оптимизации для себя учебного процесса, повышения уровня готовности к ЕГЭ и конкурентоспособности при поступлении в ВУЗ, но при этом и значительного сузил круг вариантов своего дальнейшего профессионального самоопределения.
Если выбор сделан правильно, то будет создана серьёзная предпосылка успешности человека в жизни начиная с обучения в профильном классе (по любимым предметам лучше результат), поступления в учебное заведение профессионального образования (высокая конкурентоспособность), дальнейшего обучения в ВУЗе (по основным предметам более высокий уровень подготовки со школьного периода), профессиональной карьеры (грамотный специалист высоко ценится). А если учесть, что не редко молодые семьи создаются по профессиональному признаку (вместе учились или вместе работали) то цепочку рассуждений о значении предпрофильной подготовки и правильного выбора профиля обучения в школе можно продолжить, говоря и о возможных перспективах личной жизни. Успешный человек – счастливый человек.
Ну а если выбор сделан неправильно? Можно повторить предыдущий абзац с приставкой «не». Финиш нам известен. Каков характер у врача, который ненавидит больных, учителя, который не любит детей, продавца, который терпеть не может покупателей, дворника, которого раздражают прохожие… (перечисление можно продолжить) мы все хорошо знаем. Неуспешный человек – несчастье для всех, кто его окружает.
Особое место в преподавании своего учебного предмета у учителя занимают, так называемые, краткосрочные учебные модули в учебном плане предпрофильной подготовки. Сначала об учебном модуле. Учебный план предпрофильной подготовки в 8 – 9 классе наряду со специальными ориентационными и информационными курсами «Психологические аспекты профильного обучения», «Самореализация человека в современном мире», «И я гений», «Твои способности в твоей власти, но знаешь ли ты их?», целевыми экскурсиями и т. п. предусматривает ориентационные учебные курсы по предметам профильной специализации, которых в учебном плане, как правило, немного - 5-8 уроков за весь период (модульный курс). Этот модульный курс значительно отличается от традиционного учебного и, прежде всего, не только небольшим количеством учебных часов, но и дидактическими целями.
Перед учителем совершенно не ставится задача в рамках предпрофильной подготовки дать какой-то углубленный самостоятельный курс по предмету, как зачастую это и делается. Это не только бесполезно, но и вредно, так как не решает главной задачи курса предпрофильной подготовки.
Ведь учителю нужно сориентировать ребят на выбор профиля обучения, в который входит этот предмет, показать «изюминки» предмета, познакомить с профильным учебным планом и программой по предмету, в каких профессиях этот предмет является основным, особенности подготовки к ЕГЭ по данному предмету, в каких учебных заведениях профессионального образования он нужен при поступлении, какие профессии там можно получить, возможные варианты трудоустройства, перспективы профессиональной карьеры и т.д., и т.п.
И главное, выявить учащихся имеющих способности и склонности в данной сфере, помочь им увидеть свои возможности, сделать правильный выбор. И вовсе не обязательно, и даже вредно, тянуть в свой предмет тех, кому он в дальнейшей учёбе и жизни будет совершенно не нужен. Более того, если ребёнок не имеет способностей и склонностей к предмету, но готов выбрать профиль только потому, что, например «друг выбирает этот профиль», учитель должен помочь ему «не выбрать» - и это тоже положительный высокопрофессиональный результат работы учителя.
По моему мнению, ведение курса предпрофильной подготовки – высший пилотаж профессии учителя.
Теперь немного о процессе непосредственно профильного обучения с точки зрения учителя.
В общеобразовательном классе (не профильном) преподавать легче – одна подготовка по предмету на минимальном - базовом уровне. Да и ответственности меньше – маловероятно, что на выпуске ученики выберут предмет для ЕГЭ, а если попытаются выбрать – лучше отговорить, ведь уровень-то базовый – минимальный. Конечно, не все так рассуждают, для многих учителей наоборот, задача усложняется - в рамках ограниченного количества часов в учебном плане подтянуть учащихся для успешной сдачи ЕГЭ.
В условиях профильного обучения в школе задача для учителя усложняется. Подготовка по предмету для разных учащихся 10 и 11 классов делится на различные уровни: базовый, профильный, элективный курс. Причём, элективных курсов по одному предмету за период обучения может быть несколько, да и по видам они бывают, как известно разные: «углубляющие», «расширяющие», «общеразвивающие», а значит и подготовка к ним совершенно разная. И здесь уже не обойтись только традиционными учебниками, методиками, технологиями. Учитель, работающий в профильных классах, безусловно, должен на более высоком уровне знать фактический материал по изучаемому предмету, владеть современными информационно-коммуникативными технологиями, методиками разноуровнего обучения, уметь при необходимости подобрать или самостоятельно разработать программу, учебный план, учебное и методическое пособие для элективных курсов.
Не следует забывать и о том, что большинство школ, в которых организовано профильное обучение, тесно сотрудничают с различными ВУЗами, к ведению отдельных курсов, в том числе элективных привлекаются ВУЗовские педагоги. Это обязывает школьного учителя профильных предметов и самому быть на соотвествующей «ВУЗовской» высоте, что тоже, согласитесь, не просто.
Считаю, что учитель профильных классов – это высший профессиональный уровень учителя и не только в формальном смысле наличия вышей квалификационной категории, её то, у учителя может ещё и не быть по тем же формальным причинам, а в самом широком смысле, когда мы говорим об Учителе с большой буквы.
«Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом. Во многих странах (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, страны Скандинавии и др.) в образовательных учреждениях общепринятой является практика предоставления школьнику права самостоятельного формирования индивидуального учебного плана, определения сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям индивидуального плана». Так говорится в официальных документах минобразования России, так оно и есть на самом деле.
Но ни одна идея не воплощается в жизнь сама по себе. Всегда это делают конкретные люди, в данном случае – простые труженики-учителя, работающие в профильных классах. (Хотелось бы, чтобы их высокий профессиональный уровень подтверждался соотвествующим уровнем вознаграждения за труд, скажем 50 –ти или более процентной надбавкой).

http://distant.forumy2x2.ru

2Новиков П.Д. ЦО № 2006 Empty Кошлай Галина Павловна Ср Мар 24, 2010 2:35 am

Galina



5+
Уважаемый коллега, в своей статье Вы подробно описали использование индивидуального учебного плана при профильном обучении и вытекающее из этого последствия. Я с вами целиком и полностью согласна, что у любой идеи есть материальный носитель и то, насколько качественно воплощаются эти идеи в образовании, зависит от его благосостояния.
Спасибо.
flower

Наталья



4
С Вашими рассуждениями мы согласны.

4Новиков П.Д. ЦО № 2006 Empty Ладыженская Е.А. Чт Мар 25, 2010 2:21 am

ЛадыженскаяЕ.



5
Полностью поддерживаю идею организации качественной предпрофильной подготовки. Считаю, что здесь важен поиск методик и технологий, способствующих формированию у учащихся ключевых компетентностей.

Галина



5 баллов. Полностью с Вами согласна.

6Новиков П.Д. ЦО № 2006 Empty Репина Анна Ивановна Пн Мар 29, 2010 3:21 pm

Репина А.И.



5 баллов
Спасибо за интересную статью!

Сомова О.В.



5 баллов
Спасибо за содержательный материал! Интересно познакомиться с тем, как работает среднее и старшее звено школы!

8Новиков П.Д. ЦО № 2006 Empty Re: Новиков П.Д. ЦО № 2006 Ср Мар 31, 2010 1:23 am

Фёдор



Как изменяется процесс и содержание обучения старшеклассников в случае реализации идеи индивидуальных учебных планов? Какие технологии и методики посоветует использовать автор при работе в класс-группах? Спасибо.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения