Дистанционная конференция
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Дистанционная конференция

Как стать лучшим учителем


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Малышева М.В. ЦО «Муниципальная экспериментальная школа»

+3
Галина
Наталья
Admin
Участников: 7

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin


Admin

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИ-ТЕРАТУРЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Специфика литературы как искусства слова и как литературоведческой дисципли-ны является основой деятельности учителя и ученика на уроках. Особенно важным та-кой подход представляется при изучении лирических произведений, когда необходимо учитывать как эмоциональное воздействие лирики на читателей-школьников, так и по-стижение ими поэтики текста.
Интересными могут быть уроки знакомства учащихся с лирическими шедеврами Серебряного века, например, в 8 классе, подготавливающие школьников к более глу-бокому изучению поэзии модернизма в 11 классе.
Восьмиклассники, в силу психологических особенностей возраста, начинают про-являть интерес к сфере романтических отношений, которые как нельзя более возвы-шенно выражены в поэзии. Творчество Иннокентия Анненского занимает небольшое место в школьной программе, но, как показала практика, не оставляет школьников равнодушными, особенно стихотворения о любви.
Предлагаем модели уроков по изучению стихотворения Иннокентия Анненского «Среди миров» в 8 и 11 классах. Урок в 8 классе можно провести после изучения уча-щимися произведений русской литературы XIX – начала XX века, в которых основной является тема любви. Это рассказы И.С. Тургенева «Ася» и «Первая любовь», рассказ А.П. Чехова «О любви», рассказы И.А. Бунина «Кавказ» и А.И. Куприна «Куст сире-ни».
Урок начинается с вступительного слова учителя: «Какая тема объединяет прочи-танные вами рассказы? Эта тема является одной из главных и в поэзии. На уроке мы познакомимся с одним из стихотворений замечательного поэта И.Ф. Анненского и по-пробуем определить, как в его лирической миниатюре раскрывается тема любви. Про-читайте название стихотворения. Как вы думаете, можно ли по названию стихотворе-ния догадаться, что оно о любви? О чем вам говорит название стихотворения? Какие картины, ассоциации вызывают слова "среди миров"?
После выразительного чтения стихотворения аналитическая беседа продолжается: «Как вы думаете, почему автор именно так назвал свое произведение, что он хотел подчеркнуть им? Какая картина и с помощью какой метафоры рисуется в начале сти-хотворения? О каких мирах или мире может идти речь в стихотворении?
Проанализируйте, какие слова повторяются в стихотворении и почему? Выпишите из стихотворения глаголы, как они помогают понять душевное состояние лирического героя? Какие глаголы противопоставляются в стихотворении по значению? С какой целью автор употребляет однокоренные слова «светил», «светло», «света»? Можно ли назвать их контекстными антонимами? На какой антитезе строится стихотворение? Какие синтаксические средства выразительности помогают подчеркнуть это противо-поставление?
Почему некоторые слова в стихотворении написаны с большой буквы? Какое же «имя» носит таинственная Звезда стихотворения? Что еще может символизировать этот образ?
Любовь - чувство, о котором разные поэты говорят по-разному: кто с болью и го-речью, кто с пылкостью и страстностью. С какой интонацией говорит о любви Аннен-ский? Как в интонации стихотворения выражается отношение лирического героя к воз-любленной?
Наблюдения, сделанные учащимися в процессе анализа стихотворения, записыва-ются в тетрадь, на основе этих записей учащиеся работают над созданием письменной интерпретации стихотворения Анненского.
Урок по творчеству И.Ф. Анненского в 11 классе можно провести в рамках изуче-ния поэзии модернизма начала XX века, поэтому знакомство с поэзией Анненского может выходить за рамки изучения одного стихотворения. Урок начинается с вступи-тельного слова учителя: «Известный исследователь, литературовед М. Бахтин назвал Анненского «голосом вне хора». Он поздно пришел в литературу, уже на исходе своей жизни. Современники знали его как талантливого педагога, видного деятеля русского просвещения, филолога-специалиста по античной литературе, переводчика. Как поэт-лирик, от природы наделенный редкой чуткостью, утонченностью переживаний, обо-стренным чувством прекрасного, Анненский стал известен только после смерти, когда вышла самая значительная его книга стихотворений "Кипарисовый ларец". Анненский при жизни был далек от каких-либо литературных объединений и союзов, и тем не ме-нее его называли "преддверьем, предзнаменованьем" (А. Ахматова) символизма и мо-дернизма в целом, а такие художники слова, как А. Ахматова, Н. Гумилев, М. Воло-шин, В. Ходасевич считали его своим Учителем.»
На первом этапе изучения творчества И. Анненского учащиеся самостоятельно знакомятся с некоторыми стихотворениями поэта по выбору, а на уроке проводится бе-седа, включающая такие вопросы: "Понравились ли вам стихотворения Иннокентия Анненского? Что было непонятным? Какое настроение создают у вас прочитанные стихотворения? Какие чувства, ассоциации, ощущения вызывают? С какими образами из текстов они связаны? Составьте "словесную цепочку" основных образов стихотво-рений Анненского. Если бы вы были художником, какую бы цветовую гамму выбрали, чтобы создать "картины" к стихам поэта? Почему? Какими красками "расцвечен" мир в стихотворениях Анненского? Что можно сказать о лирическом герое стихотворений, о его отношении к окружающему миру, о его душевных переживаниях? Определите ос-новные мотивы лирики Анненского. Назовите наиболее интересные, оригинальные, на ваш взгляд, поэтические фигуры и тропы, которые использует автор в своих произве-дениях."
Углубить представление о лирике Анненского призвана групповая работа с выска-зываниями исследователей творчества поэта, которые учащиеся должны подтвердить, обосновать, опираясь на прочитанные стихотворения. Одиннадцатиклассникам можно предложить познакомиться с такими оценками поэзии Анненского:
1. Поэт стремится "… к точному воплощению переживания. Круг его идей остро нов и блещет неожиданностями, иногда парадоксальностью. …он проникает в самые темные, самые глухие закоулки человеческой души…" (Н. Гумилев "Письма о русской поэзии");
2. "Эта жизнь, эта действительность пугает и отталкивает поэта своим безобрази-ем, пошлостью, нарушением неких идеальных эстетических норм. И протест против действительности временами приводит поэта к восприятию жизни, природы, мира как чего-то призрачного, нереального. Тема призрачности, раздвоенности, кошмара играет у Анненского немалую роль, сочетаясь, однако, с четко выписанными образами реаль-ной житейской обстановки, которые впечатляют именно своей жестокой обыденно-стью." (А. Федоров "Поэтическое творчество Иннокентия Анненского");
3. "У Анненского лирическое событие не имеет повествовательной оболочки. Его сюжетность - в сцеплениях и разрывах между внешним и внутренним миром, в дина-мике вещей, подобной динамике отраженных в них душевных процессов." (Л. Гинз-бург "О лирике").
4. "Над техникой стиха и поэтическим синтаксисом И. Анненский работал долго и упорно и сделал в этой области большие завоевания." (Н. Гумилев); "…он обновил весь русский стих, …он привел с собой сотни небывалых эпитетов, …он изменил при-хотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха." (Б. Евсеев); "Анненский смело вводит в свою поэзию элементы прозаические, как в области ритма, так и в области словаря и синтаксиса, разрушая традиционные "красивости" (А. Федоров).
Чтобы учащиеся могли представить творчество Анненского в контексте русской литературы, увидеть традиции и новаторство его поэзии, наиболее сильные школьники выполняют индивидуальные задания исследовательского характера и делают сообще-ния в классе по результатам своей работы. Один ученик сопоставляет стихотворения Анненского с произведениями Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Фета и, доказывая справедливость утверждений литературоведов А. Федорова: "У Анненского глубокая, органическая связь с русской философской лирикой и с поэзией природы, с Тютчевым и Баратынским." и Л. Гинзбург: "Анненский унаследовал от русской поэзии XIX века пронзительный романсный лиризм… Он учился у Фета конкретности восприятия", от-вечает на вопрос о том, какие поэтические традиции XIX века продолжил Анненский в своем творчестве. Второй ученик знакомиться с высказываниями критиков: "Над тех-никой стиха и поэтическим синтаксисом И. Анненский работал долго и упорно и сде-лал в этой области большие завоевания." (Н. Гумилев); "…он обновил весь русский стих, …он привел с собой сотни небывалых эпитетов, …он изменил прихотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха." (Б. Евсеев); "Анненский смело вводит в свою поэзию элементы прозаические, как в области ритма, так и в области словаря и синтаксиса, разрушая традиционные "красивости" (А. Федоров); сопоставляет такие стихотворения поэта, как "Прерывистые строки", "Колокольчики", "Шарики детские", "То было на Валлен-Коски", "Старая шарманка", "Трактир жизни" и другие, с некото-рыми стихотворениями поэтов Серебряного века (например, А. Ахматовой, О. Ман-дельштама, В. Маяковского, В. Хлебникова, В. Ходасевича) и на основе этого делает выводы о новаторстве лирики Анненского.
Следующий этап урока - работа над созданием интерпретации одного из стихо-творений И. Анненского, например, лирической миниатюры "Среди миров". Работа начинается еще до чтения стихотворения с блока вопросов, направленных на активиза-цию ассоциативного мышления, развитие воображения школьников: "О чем вам гово-рит название стихотворения? Какие картины, ассоциации вызывают слова "среди ми-ров"? Вспомните основные мотивы лирики Анненского. О чем может быть стихотво-рение, судя по названию?"
После выразительного чтения произведения учитель "выводит на поверхность" читательские впечатления, первоначальные эмоции, субъективные представления уча-щихся о художественном произведении, опираясь на вопросы: "Подтвердились ли ва-ши предположения о содержании стихотворения? Что взволновало вас при чтении? Какое настроение создало стихотворение? Выделите те слова и выражения, которые способствуют созданию такого настроения.
Какой образ-символ является центральным в стихотворении? С чем ассоциируется у вас образ Звезды? Раскройте, опираясь на стихотворение, смысл высказывания Д. Мережковского: "В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, дейст-вует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами."
О чем же это стихотворение? Какова его тема, основные мотивы? Каким вам ви-дится лирический герой стихотворения? Определите средства художественной вырази-тельности, которые помогают представить его внутренний мир, понять его чувства, его отношение к таинственной Звезде.
С какой интонацией говорит Анненский о любви? Какие синтаксические средства придают лирической миниатюре задушевность, мелодичность? Докажите, опираясь на текст стихотворения, справедливость утверждения Н. Гумилева, который писал об Ан-ненском: "Синтаксис его так же нервен и богат, как его душа".
Завершает анализ прослушивание романса А. Вертинского "Среди миров". Музы-ка поможет "оживить" первоначальные впечатления читателей-старшеклассников, ос-мыслить стихотворение как целостный эстетический объект. Итог художественного восприятия текста - письменная интерпретация, в которой учащиеся фиксируют свое понимание произведения.

http://distant.forumy2x2.ru

Наталья



3

Галина



4 балла

4Малышева М.В. ЦО «Муниципальная экспериментальная школа» Empty Ладыженская Е.А. Сб Мар 27, 2010 12:18 am

ЛадыженскаяЕ.



4 балла

5Малышева М.В. ЦО «Муниципальная экспериментальная школа» Empty Кошлай Галина Павловна Пн Мар 29, 2010 12:52 am

Galina



4,5
Ответственно и профессионально. Гуманитарное проектирование?

6Малышева М.В. ЦО «Муниципальная экспериментальная школа» Empty Сомова Ольга Владимировна Пн Мар 29, 2010 12:54 pm

Сомова О.В.



4 балла

7Малышева М.В. ЦО «Муниципальная экспериментальная школа» Empty Репина Анна Ивановна Пн Мар 29, 2010 3:18 pm

Репина А.И.



4 балла
В этом году более подробно изучая деятельностный подход, выявила для своей работы массу преимуществ!

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения