Использование современных информационных технологий для организации образовательного процесса с целью стимулирования познавательного интереса учащихся и создание условий для их обучения на основе собственной мотивации
«И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!»
Ф.И. Тютчев
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!»
Ф.И. Тютчев
Развитие абстрактного и логического мышления, познавательной инициативы учащихся, умения видеть связь между математикой и окружающей жизнью – важнейшие задачи учителя математики во все времена, поскольку без этих компонентов образовательного процесса невозможно полноценное усвоение знаний.
Мне хочется, чтобы дети любили математику, независимо от того, кем станут в дальнейшем, какую выберут профессию. Но никакая любовь невозможна без интереса, без собственного желания. Проблема, которую я перед собой ставлю, - как развить самостоятельный познавательный интерес у учащихся и создать на уроках такие условия, чтобы дети обучались на основе собственной мотивации.
И я считаю, что сегодня для решения этой проблемы существует очень эффективное и сильное средство - возможность использования на уроках современных информационных и компьютерных технологий.
С научной точки зрения информационные технологии в школьном образовании – это:
- трансформация и обновление образовательной парадигмы;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся;
- формирование культуры познавательной деятельности
- повышение мотивации в учении;
- умение ориентироваться в информационных потоках;
- самоконтроль и самокоррекция учебной деятельности;
- моделирование и имитация изучаемых процессов или явлений;
- осуществление контроля с диагностикой ошибок.
Данные постулаты созвучны с той проблемой, которую я стараюсь решить при организации образовательного процесса.
Также я считаю, что, с одной стороны, применение на уроках ИКТ-технологий позволяет решить многие задачи, о которых будет сказано ниже. С другой же – в современном мире даже первоклассники с компьютером уже на «ты», не говоря о пятиклассниках, а тем более, старшеклассниках. Поэтому для них восприятие информации в такой форме является, вроде бы, привычным и понятным, но, в то же время, и присутствует эффект неожиданности с точки зрения классического, знакомого построения урока. А всякая неожиданность обязательно порождает интерес, интерес стимулирует познавательную инициативу, умственная энергия мобилизуется и рождается собственная мотивация к обучению.
Мне же, как учителю, помимо основной проблемы, которую я перед собой ставлю, информационные технологии (например, анимационные слайд-презентации) и мультимедийные средства (проектор и экран) помогают решить ряд немаловажных задач:
- моментально активизировать внимание учеников на различных этапах урока;
- рационально использовать время урока;
- повышать наглядность процесса обучения (как известно, информация гораздо лучше воспринимается зрительно, чем на слух) и, как следствие наглядности, повышается убедительность узнанного (наглядность особенно важна на уроках стереометрии в старших классах, когда стереометрические чертежи действительно приобретают объем, и дети видят их изнутри);
- создавать игровые ситуации на уроках (в большинстве случаев игровые ситуации применяются как вспомогательное средство для мотивации к познанию и созданию проблемных ситуаций);
- формировать культуру устной математической речи;
- демонстрировать интеграцию математики с различными предметами школьной программы;
- развивать логическое мышление, память и внимание;
- развивать навыки само- и взаимоконтроля;
- соблюдать принцип здоровьесберегающих технологий, заключающийся в смене нескольких форм работы на уроке;
- работать на уроке творчески, самостоятельно создавая сценарий каждого урока;
- показать математику не только со стороны учебников и формул, но и с творческой стороны, со стороны интересного, увлекательного, увлекающего и захватывающего процесса работы мысли и образов.
Сегодня в помощь учителю предоставлены различные цифровые ресурсы: интернет-порталы «Сеть творческих учителей», «Фестиваль открытых уроков» (издательства «Первое сентября»), Rusedu.ru, Методист.ru, Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов; сайты творческих талантливых учителей, на которых они делятся своими идеями и наработками, предлагают использовать разнообразные презентации по различным темам математики, алгебры и геометрии.
Я широко использую возможности данных цифровых ресурсов на различных этапах урока (за 1 урок на нескольких этапах, но не на всех):
- на этапе повторения пройденного материала, который проходит, как правило, в форме устной работы;
- на этапе объяснения нового материала;
- на этапе закрепления полученных знаний;
- на этапе обратной связи (моментальный контроль и самоконтроль).
Я думаю, что в скором будущем без использования средств мультимедийной техники и компьютерных технологий не будет обходиться ни один урок, потому что данное направление развивается семимильными шагами и с достаточно большой скоростью. Если мы оглянемся на несколько лет назад, то вспомним, что тогда просто применение компьютера при подготовке к уроку считалось чем-то необычайным, а проектор и экран можно было встретить только в очень продвинутых учреждениях. А сегодня такая техника уже входит в школы широкой дорогой. Многие учителя уже и не представляют урока без ее использования. А если заглянуть в интернет, то можно найти такие примеры использования компьютерных технологий, что остается только преклоняться перед талантом наших коллег и быть благодарными им за то, что они не жалеют своего труда и времени на то, чтобы делиться идеями и разработками! Так что Новая школа без информационных технологий – никуда.
Имеются, Фрагменты практического использования информационных компьютерных технологий в форме анимационных слайд-презентаций
на различных этапах урока математики (на примере учебного материала 5 класса).
Ознакомиться с ними можно обратившись с запросом в Оргкомитет конференции.