Использование ИКТ на уроках:
дань моде или необходимость времени?
дань моде или необходимость времени?
Современный учитель… Какой он? Грамотный, эрудированный, прекрасно знающий психологию детей и их родителей, дипломат и т.д. К этому списку необходимо добавить ещё одно важное качество профессиональной подготовки современного учителя- это ИКТ- компетентность. «Так ли это необходимо?» - спросите вы.» «Да,»- отвечаем мы, учителя , работающие в инновационном
21 век – эпоха информационного общества. Необходимость информационной грамотности продиктована тем, что наши дети пользуются новыми техническими средствами коммуникации, поэтому мы, учителя, должны чутко реагировать на требования современного информационного общества.
Как же организовать применение современных информационных технологий на уроках математики, русского языка и других предметов, изучаемых в начальной школе?
Для этого необходимо иметь компьютер, мультимедийный проектор, экран в классе. С помощью этого оборудования у учителя появляется возможность проведения фронтальной работы, динамичных учебных игр с применением новых информационных технологий в начальной школе.
Какие педагогические программные средства можно использовать на уроках?
Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. ЦОР, образовательные сайты в Интернете- разработки уроков с учётом программы начальной школы , которые положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе.
Нами используются:
Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
Наглядно – дидактическое пособие по естествознанию для младших школьников «Мир природы»;
«Интерактивные плакаты «Русский язык. Части речи» (для интерактивной доски);
Программно – методический комплекс «Начальная математика»;
Программно – методический комплекс «Развитие речи»;
«Азбука искусств» (для интерактивной доски).
Данные программы можно использовать для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал. Этот материал может быть разным :обычная иллюстрация; использование анимации в слайдах; мультимедиа – панорама. После такого просмотра дети могут самостоятельно сделать выводы, решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя и связной речи, развитие орфографической зоркости.
Продуктивность таких уроков очень высокая. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Компьютер формирует также навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан. изучаемый материал.
В настоящее время большая роль отводится тестированию как одному из методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность.
Результаты тестирования свидетельствуют о том, что использование современных компьютерных технологий позволяет учителю быстро получить данные о знаниях учащихся, своевременно проводить корректировку прохождения программы.
Таким образом, мы видим, как применение ИКТ в традиционном начальном образовании даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.