ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова, фразы чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. В игре незаметно усваивается языковый материал.
Но не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для развития навыков устной иноязычной речи. Поэтому выбор нужной игры – одна из первостепенных задач учителя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения. Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, учитель руководит ходом игры и контролирует его.
Я подбираю игры исходя из возрастных особенностей учеников и в соответствии с программой по английскому языку.
Так, на первом этапе обучения (5-6 класс) основным видом игр является предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры. Это объясняется тем, что у учащихся данного возраста только начинает формироваться языковая база, и навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых, сюжетных игр. Здесь целесообразно использовать драматизацию и имитационные игры, игры-соревнования.
На следующем этапе (7-8 класс), когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется. Наряду с лингвистическими и имитационными играми применяются и ролевые игры, направленные на социализацию учащихся.
Начиная с 9 класса и далее в старшем звене, особенно если уровень языковой подготовки учащихся достаточно высок, целесообразно применять сюжетно-ролевые и деловые игры. Это более сложные виды игровой деятельности, они требуют более тщательной подготовки и со стороны учителя, и со стороны учеников.
Такая система дает мне возможность оптимально использовать игровую деятельность при обучении английскому языку.
Игры можно подразделить на две основные группы:
-игры, формирующие речевые навыки (грамматические и лексические),
-игры, развивающие речевые навыки (драматические и ролевые).
Грамматические игры преследуют цели:
- научить употреблению речевых образцов,
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца,
- развить речевую творческую активность учащихся.
В качестве примера грамматических игр на раннем этапе обучения можно привести игру “Hide- and- Seek”, когда дети мысленно прячутся за одним из предметов комнаты, а водящий «ищет», задавая вопросы типа “Are you under the table?”.
Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, класс читает присказку, которая обычно сопровождает игру у английских детей:
Bushel of wheat, bushel of clover:
All not hid, can’t hide over.
При изучении Past Simple Tense и отработке глагольных форм можно применить игру “Trip’, в процессе которой дети отвечают на вопросы:
“What did you take with you?”/ “What did you eat?”/ “What did you put on your head?”
Лексические игры преследуют цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке,
- познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
В качестве примера можно привести упражнение-игру с двумя картинками. Первый этап игры – «Найди отличия», второй этап – назови предметы, цвет которых не соответствует действительному, третий этап – перечислить все предметы, нарисованные на картинке. Возможны другие варианты.
Для среднего этапа обучения типичны ролевые игры. Примером может служить игра «У книжной полки», когда «читатели» договариваются обмениваться прочитанными книгами, делиться впечатлениями о прочитанном и использовать самостоятельно найденные сведения о писателях и книгах.
На старшем этапе формой игрового общения становится имитационная ролевая игра. Примерами могут служить имитационные игры познавательного содержания: знакомство с персонажами литературных произведений, биографиями деятелей науки, искусства; имитация дискуссии между сверстниками из разных стран. А также имитационные деловые игры с участием будущих врачей, учителей, журналистов и т.п.
Игра помогает снять психологические барьеры общения, что является необходимым условием успешного обучения. Роль-маска помогает школьнику проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива.