ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Ключевский
В перспективе можно ожидать, что учебник уступит место компьютеру. В настоящее время учебные диски уже стоят дешевле учебников. Учитывая «персональность» компьютера, встает вопрос о необходимости учителя вообще, так как наглядность информации, а также ее объем в данном случае в комментариях не нуждаются. нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Ключевский
Забыто главное – учитель не источник информации, а источник эмоций. Учитель не учит, а только помогает. Помогает, создавая эмоциональный стимул к обучению, которое является процессом активным (насильно научить невозможно, еще одна истина, которую часто забывают). Ведь давно сказано: «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Как зажечь? Конечно, своими эмоциями, своим интересом к теме, своими актерскими способностями.
Готовы ли мы к восприятию нового? Сможем ли мы сломать традиционные стереотипы педагогической системы, открыты ли для инноваций и нужно ли учителю это?
К сожалению, не все учителя видят в ученике субъекта деятельности, способного приносить в учебный процесс творческое начало, изменять стандартные пути учения. Даже для учителя, обладающего значительным педагогическим опытом это далеко не просто. Чаще всего постоянную роль субъекта учебного процесса они закрепляют лишь за собой, в ученике же видят исполнителей своих требований, предписаний, указаний. На уроках таких учителей видишь, что они сосредотачивают свои усилия на том, чтобы вовремя пройти программу, заставить выучить, проконтролировать результат. Но успех дела зависит не только от выполнения требований учителя, важно и другое: как выявить, как реализовать возможности ученика порой глубоко скрытые, но не менее важные, для формирования нужной для общества личности.
Зачастую учителя недостаточно знают и понимают своих учеников, а часть из них не склонны вникать во внутренний мир своих детей, в их проблемы и переживания не склонны доверять своим ученикам.
В непонимании учителем личности школьника в недоверии к нему содержится и постоянное стремление контролировать обучающихся. А как мы относимся к проверкам и контролирующим лицам?..
Преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников, организация, в основном, действий репродуктивного характера констатируют отсутствие условий для развития творческого потенциала личности ребенка.
Доминирование монологической формы обучения, при которой активен учитель и пассивны школьники создает условия нерационального распределения времени, на уроке, большую часть которого действует один лишь учитель.
Собирая материал по данной теме, мы встретили нестандартную классификацию уроков, которую хотим предложить Вашему вниманию.
Урок-вспоминание, обратите внимание не воспоминание, когда
учитель судорожно пытается вспомнить учеников, материал, что делать и как быть.
Урок-миф, когда учитель выдает желаемое за реальное, возможное за
очевидное, предполагаемое, как доказанное. И каждый раз клянется себе, что завтра пойдет в библиотеку, начнет готовиться к урокам. Но завтра так и наступает;
Урок-палач, когда учитель проклинает все и всех, когда жалость к
себе так велика, что всем хочется наставить двоек, оскорбить, унизить.
Урок-борьба, когда учитель борется с классом и каждым учеником за
знания, он злится, наращивает требования, голос его груб, резок, все сопровождается нервозностью, все дрожат, ненавидя учителя и себя, знания вбиваются «педагогическим молотком», вечно звучит угроза оценкой, вызовы родителей, учеников к директору и завучу, в дневнике делаются карательные записи. Ученики знают предмет, но по окончании школы с ужасом вспоминают и учителя и предмет, стараясь никогда не возвращаться к нему.
Нет ли у нас таких уроков?
Таких уроков не может быть только у профессионального учителя, который захвачен творческой идеей. А творчество возникает только при условии профессионально-личностной мотивации. Наблюдения за развитием активности учителей в процессе освоения современных подходов к организации и проведению уроков свидетельствуют о том, что творчески работающий учитель отличается и тем, что, используя методические разработки и рекомендации, аккумулируя опыт коллег, он не просто «приживляет» их на своей педагогической почве, а, пропуская через свое мировоззрение и душу, делает для себя этот опыт как бы заново приобретенным. Иначе говоря, опыт творчества становится достоянием личных педагогических исканий не в форме простого механического переноса, а как часть системы собственных педагогических идей.
Учитель может стать профессионалом, берущим на себя ответственность за результаты своей работы, если он обладает комплексом способностей и компетенций.