СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ: ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ К АВТОРУ
Отличительной особенностью современного образовательного процесса является его открытость, а именно принципиальная невозможность монополизма, как на сами знания, так и на организацию образовательного процесса. Другими словами, сегодня все учат всех. Но готов ли к этому сегодня школьный учитель? Кто и как будет готовить будущего учителя к работе в такой парадигме завтра? Кто он, учитель школы будущего?
Огромный потенциал для переподготовки и повышения квалификации учителя по-видимому сосредоточен в идеях непрерывного образования, понимаемого мной как образование длинной, шириной и высотой в жизнь. Очевидно, что для работы с этим трёхмерным образованием, как содержанием профессиональной деятельности, требуется столь же многогранный, целостный учитель. К сожалению, пока педагогические университеты не рассматривают это как актуальную проблему подготовки современного учителя. Вместе с тем, важно понимать, что интегративно-целостный подход имеет равную ценность, как в подготовке выпускников школ, так и в подготовке будущего учителя.
В этом смысле суть подготовки, переподготовки и разных форм повышения квалификации современного учителя сводится к проектированию самим учителем, учителем и наставником или учителем вместе с мастером целостного набора уровней своей профессиональной деятельности. Это возможно через активное преобразовыванию учителей, большая часть которых сегодня находится в позиции пользователей научно-педагогической информацией и некоторых инструментов её поиска и обработки, включая методы познания, превращение их в авторов, создателей, инноваторов.
Для этого необходимы условия и ресурсы для организации разноуровневой, многосторонней и контекстной практики профессиональной деятельности настоящего и будущего учителя:
• учитель и его чувства, переживания, неосознаваемое («живой человек»)
• учитель и социальный миф (учитель, как индивид; учительство)
• учитель и принятие решений (педагогическая ситуация, педагогический процесс)
• учитель и педагогическая оценка (учитель, как личность)
• учитель и партнёрство (учитель как ученик)
• учитель и целенаправленная деятельность (учитель как наставник)
• учитель и творчество (учитель как исследователь)
• учитель и новая социокультурная норма (педагогическое мастерство)
• учитель и миссия
В учительстве, как ни в какой другой профессии, важно быть носителем совершенно определённой социокультурной нормы. Однако учитель сегодня должен стараться сам удерживать несколько аспектов, слоёв, уровней образования, как социального явления и, конечно, учить этому современных школьников. Это не на словах, а на деле позволит сделать школьное образование доступным. Поэтому в подготовке современного учителя на всех этапах его профессионального роста необходимо следовать принципу: познавать целостное целостно и в целостности. Важность такого подхода состоит в том, что на каждом этапе своей деятельности учитель создаёт, удерживает и транслирует своё личное знание, как норму.
Резюме:
Учитель не мыслим без социума и подчиняется его законам. Новые требования к школе – это, прежде всего, социальный заказ на учителя новой формации. Подготовка современного педагога, равно как и выпускника школы – это взаимосвязанный и непрерывный процесс, объединённый во времени и в пространстве целостностью, как свойством восприятия.