КАК СНИЗИТЬ В ШКОЛЕ ЧИСЛО ДЕТЕЙ С НЕАДЕКВАТНЫМ ПОВЕДЕ-НИЕМ?
Число детей с неадекватным поведением в современной школе растет. Об этом говорят и удручающие цифры статистики, и ежедневный опыт учителей, и сетова-ния родителей. В чем причина этого явления? В статье я постараюсь высветить пер-вопричину неадекватного поведения ребенка еще в начальной в школе.
Известный российский ученый Игорь Васильевич Бестужев-Лада справедливо заметил, что суть преемственности дошкольного и младшего школьного образова-ния заключается в том, что дети не замечают, что они пересели из-за столиков в дет-ском саду за парты в школе. А дети очень хотят замечать изменение своего соци-ального статуса – превращение из дошкольников в младших школьников. Работая в учителем начальной школы я очень часто встречаюсь с ситуацией, когда дети ведут себя неадекватно не в силу злого умысла или активного сопротивления школьным правилам, а по вине родителей, которые стремятся во что бы то ни стало отдать ре-бенка в школу, хотя малыш еще психологически не готов к школьной жизни.
В качестве примера приведу случай из моей педагогической практики. Маше в сентябре исполнилось 6 лет и 7 месяцев. По «Закону об образовании» школа впра-ве принять ребенка этого возраста в школу. Девочка была живой, подвижной и весе-лой, хорошо читала, умела считать, решать простые задачи, хорошо рисовала. Каза-лось бы, все в порядке, однако проблема была. Маша не посещала детский сад и практически выросла с мамой и бабушкой, хотя у нее есть папа, который живет с ними вместе. Из-за своей занятости на работе он практически не занимался воспи-танием Маши, а посвящал ей свое свободное время исключительно в воскресенье. Папа же так редко видел дочку, что не выступал в качестве авторитетного родите-ля, который мог предъявлять ребенку определенные требования, поэтому Маше позволялось все. Что же касается мамы и бабушки, то те, в свою очередь, развлека-ли и баловали девочку. Она не знала слов «нет» и «надо». Мама предпочитала ее уговаривать, обещала какую-либо награду, тогда Маша что-то выполняла.
Маша пошла в первый класс. Каждый ее приход в школу сопровождался слезами и капризами. Ей не хотелось идти на занятия без мамы или бабушки. На уроках Маша не всегда хотела делать то, что ей говорил учитель. Она делала только то, что ей хотелось, а на все остальное придумывала отговорки. В общении со свер-стниками у нее возникали проблемы. У нее не было опыта общения со сверстника-ми, так как большую часть времени проводила с мамой и бабушкой. Она оказалась не готова к новым требованиям, к новым условиям школьной жизни; ей трудно об-щаться с детьми и взрослыми; у нее низкий уровень мотивации, спонтанный харак-тер обучения. И здесь очень уместно вспомнить мысль Л.С. Выготского о том, что дошкольники непосредственны, они не управляют своими эмоциями, у них нет «обобщения переживаний». Все это можно отнести и к особенностям семейного воспитания Маши, к ее неготовности к школьному обучению. В результате – неаде-кватное поведение ребенка, обиды и непонимание со стороны родителей и огромная психологическая нагрузка для учителя.
И таких детей в современной школе становится все больше и больше. Родители и это понятно, это объяснимо – видят в своем малыше самого умного, самого та-лантливого и, безусловно, уже давно готового к школьному обучению ребенка. А в результате в школе возрастает число детей с неадекватным поведением. Возможно ли повлиять на эту ситуацию, предотвратить нарастание негативной тенденции? На мой взгляд, необходимо на законодательном уровне ввести новые критерии и пра-вила приема в школу первоклассника. Как видно из моего примера, возраст (6,6 лет на момент поступления в школу) не всегда является необходимым и достаточным условием приема ребенка в школу. И даже если психологи бьют тревогу, активно предупреждают родителей будущего первоклассника о возможных проблемах школьного обучения в силу психологической незрелости дошкольника, настоятель-но рекомендуют дождаться формирования психологической готовности к школьно-му обучению, все равно окончательное решение остается за родителями. В этом и кроется проблема. Родитель не всегда адекватно оценивает своего ребенка, но зако-нодательство на стороне родителей, чьи дети достигли пресловутого 6 годов и 6 ме-сяцев. Для того, чтобы снизить долю детей с неадекватным поведением уже в на-чальной школе необходимо пересмотреть существующие правила приема детей в школу, на законодательном уровне ввести (дополнительно к возрастному критерию) критерий психологической готовности ребенка к школьном обучению. В противном случае доля детей с неадекватным поведением будет увеличиваться в геометриче-ской прогрессии.