ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩЕЙ ПРИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
По статистике, сегодня накоплено значительное число электронных образовательных ресурсов, использование которых способно серьезно облегчить жизнь школьного педагога, помочь ему сделать свою работу проще, урок интереснее, направленные усилия эффективнее. Созданы сервисы, где учитель может найти в Сети заинтересовавший его материал и сформировать на его основе урок таким образом, чтобы эффект от проведенного занятия оказался наиболее высоким. Но сейчас можно говорить о несостоятельности электронных энциклопедий и самоучителей, заполонивших рынок учебной литературы. Ведь нельзя создать шедевр, имея холст, но, не имея инструментов и мастера, который будет их использовать. Невозможно внедрить современные технологии, не имея современных технических средств и квалифицированных кадров. Получается хождение по кругу: хочется совершенствоваться – нет возможности, а те возможности, которые есть, давно далеки от совершенства. Конечно, многое делается и быть может некоторые педагоги с гордостью могут заявить, что имеют все необходимое для успешной информатизации учебного процесса. Но возможно в стремлении заполонить новые школы техникой, (не всегда той, что нужно) иногда упускаются из виду другие образовательное учреждения.
Не оспорим тот факт, что развитие современных информационных и коммуникационных технологий является стремительным и непрерывно изменяющимся явлением. Сегодня скорость и масштаб перемен ломают традиционные рамки исторических ступеней развития общества. Но государственные аппараты должны и могут справляться с этой скоростью хотя бы частично, при этом, отслеживая законность, рациональность и справедливость распределения ресурсов, выделяемых образованию.
Пользователь: ученик, учитель - не должен на уроке сталкиваться с проблемой затруднительной работы, из-за несовершенства технического оснащения школы. Ученику требуется информация, новые знания, и наша общая задача – предоставить эту информацию, имея возможность использовать технологии 21 века. Реализовать поставленные цели пока удается с трудом, а в некоторых вопросах не представляется возможным.
«Качество образования не может быть выше качества в нем работающих.» Справедливое замечание. И государство предполагает решить этот вопрос несколькими путями: это и забота о предоставлении достойной оплаты труда, достойных условий жизни учителя, и повышение статуса педагога в общественном сознании, и достижение гендерного баланса в профессии (в России на сегодня 86% учителей - женщины) и многое другое. Возможно, нужно ускорить процесс перехода от предположений к реальным и масштабным, а не разовым, действиям. Как можно привлечь в школу высококвалифицированных педагогов без учета всего вышесказанного, а так же без предоставления достойного учебного и лабораторного оборудования?
Можно подвести итог, улучшение сложившейся ситуации невозможно без решения ряда проблем, из них можно выделить:
• Изменение содержания образовательных программ, которые на данный момент не соответствуют требованиям к знаниям школьника на этапе проведения итоговой аттестации и государственного экзамена.
• Полное или частичное отсутствие применения дистанционных форм образования, по причине несовершенства технического оснащения.
• Невозможность использования современной компьютерной техники для создания мотивации и комфорта в обучении.
• Недостаток высококвалифицированных и молодых работников, из-за нежелания специалистов работать в предлагаемых условиях.
• Повышение социального статуса российского педагога.
Проблемы системы образования являются проблемами развития общества и государства в целом.